Опыт организации и проведения активных экологообразовательных командных тренингов в Горном Крыму для детей младшего возраста и их родителей

Это тезисы доклада специалиста по экообразованию Алексеевой Кристины на научной коференциию.

Ощущая потребность в хотя бы кратковременном пребывании на природе, люди (и в особенности городские жители) стремятся провести выходные и праздничные дни за городом. Чаще всего это поездки на пикник, последствия которых видны невооруженным взглядом по обочинам крымских дорог и на первых легкодоступных полянах и опушках, популярные автобусные поездки к экскурсионным объектам природно-заповедного фонда, выходы спортивных туристических групп – на наш взгляд наиболее эффективный способ рекреации физически подготовленных взрослых и детей. Но все эти виды отдыха на природе исключают в себе основную идею друг друга. Да, можно сказать, что экскурсия в Большой Каньон Крыма – серьезное спортивное и познавательное мероприятие, но группа экскурсантов остается «ведомой» руководителем поездки – экскурсоводом, что сильно снижает самовосприятие группы как настоящей команды.

[image]

Нам хотелось создать такое оптимальное мероприятие, которое отвечало бы всем обозначенным требованиям и было бы применимо к коллективу (группе) детей-учеников 1 класса общеобразовательной школы. Именно такая группа больше всего нуждается в сплочении как еще очень молодой коллектив, именно эта задача вменяется классному руководителю начальной школы (дополнительно к основной учебной и воспитательной работе). Но формирование класса как коллектива на практике зависит еще и от участия семей учеников, особенно заметно это становится в последние годы, когда более половины первоклассников составляют дети 6 лет и в силу возрастных особенностей детей родители вынуждены уделять много времени и внимания учебе в школе.
Приключенческая программа «Путешествие в страну крымского леса» сочетает в себе природоведческую экскурсию, пеший поход, несложный командообразующий тренинг на основе низких упражнений веревочного курса, проводимый для детей 6–10 лет и их родителей.

Участники программы это, прежде всего, сам коллектив детей и их руководитель, выступающий в качестве рядового участника программы. Таким коллективом может быть не только определенный класс учеников начальной школы, но и любое другое объединение детей, такое как кружок МАН, коллектив изостудии, спортивная команда, детский хор, группа по изучению иностранного языка и т.д. Нами было успешно проведены в разные годы две программы с младшей группой секции астрономии МАН «Искатель», с учениками начальных классов и их родителями школы № 33 г. Симферополя.

Поскольку программа ориентирована на детей 6–10 лет, практически невозможно проводить ее в дикой природе ориентируясь только на командообразующие, либо экологообразовательные, либо спортивные цели. Дети младшего школьного возраста всегда активны физически, очень любознательны; сложно удерживать их внимание в рамках только одного из вышеперечисленных направлений. Поэтому программа была разработана в форме познавательной приключенческой игры-путешествия, участники которого является частью одной команды и ответственны за результат каждого этапа путешествия, ведущего к достижению цели – победы в игре и получении приза. В ходе игры дети и взрослые получают основные навыки поведения и техники безопасности при путешествии в горной местности, узнают об особенностях природных систем Главной гряды Крымских гор, укрепляют командный дух внутри своего недавно созданного коллектива.

Основная идея программы, которую участники должны воспринять до начала ее проведения – путешествие в неизведанное. Программу стоит проводить в местности, незнакомой большинству участников, со значительной расчлененностью рельефа, желательно с естественным водоемом. Все этим требованиям соответствуют ландшафты Внутренней гряды Крымских гор, северные склоны Главной гряды. Можно разработать подобную программу в пределах морского побережья. Программа, проводимая нами с симферопольскими школьниками, проходила в одном из живописных ущелий нижнего плато Чатыр-Дага, Орлином ущелье, в окрестностях села Перевальное.

После прохождения программы «Путешествие в страну крымского леса» группа детей и их родителей начинают видеть себя как часть одного целого – команды. Каждый участник в ходе прохождения программы задумывается над вопросом «Каким мне нужно быть для того, чтобы я и моя команда достигли поставленной цели?» Этот опыт достаточно индивидуален: каждый участник делает свои наблюдения, совершает свои открытия, извлекает свои уроки. Дети не только получают информацию о крымском лесе, они учатся воспринимать лес как живой объект, видеть, слышать, осязать, чувствовать его запахи. Выполняя задания и упражнения, участники сами вынуждены искать и использовать различные мелкие предметы – элементы окружающего ландшафта. Тренерами и ведущим непрерывно поддерживается идея восприятия леса как очень хрупкой экосистемы, грубое вмешательство в которую даже с рекреационными целями может принести ей непоправимый урон.

Участники программы, главным образом дети, учатся путешествовать, а именно: получают новые знания и впечатления об окружающей их природе, активно принимают решения в сложных для команды ситуациях и преодолевают их, узнают, как нужно вести себя в лесу и в горах, чтобы получить только хорошие впечатления.

В конце концов, они просто весело и активно общаются на свежем воздухе!

Презентация

Мы всегда рады сотрудничеству со школами, детскими организациями фирмами занимающимися детским отдыхом! Звоните по телефону +380679118709 или пишите info@berega.crimea.ua


При поддержке сайта детский отдых

Top

Категория: Детский отдых Слова: дети , активные программы
@ lj

Комментарии