Тур выходного дня Путешествие в древний Бахчисарай

Продолжительность: 
1-2 дня
Программа тура: 

Доезжаете на машине до верхней площадки монастыря, минуя конечную маршруток в Староселье и поднимаясь направо вверх у креста. Затем пешком идете через монастырь (вид приличный, плечи-руки-ноги прикрыты, фотографировать нельзя фонтаны, монахов и хозяйственные помещения в балке). Пройдя его территорию, продолжаете подниматься по дороге (она постепенно станет настоящей средневековой) до небольших лесенок слева, они будут неожиданно смотреться после “дороги столетий”. Потом по тропинке вверх к Малым воротам, там касса (40 грн вход). При подъеме почти вверху будет ответвление налево к колодцу Тик-Кую (вход также платный, но другая организация), я там сама не была, всегда не хватает времени и сил, но говорят интересно.

Колодец Тик-Кую

В 1998-2001 годы в древней крепости сделано сенсационное открытие. Выявлена древняя гидротехническая система подземных сооружений, или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале, которого просто не могло не быть в крепости такого ранга. Впрочем, память о такой системе сохранялась в преданиях; их достоверность блестяще подтвердили недавние открытия.

С давних пор вода в крепости была привозной - ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую воду и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный руководитель) С.Шапшал в 1895 году "Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы".

Позднее о том же писал М.Фиркович (1907): "В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-кую, то есть колодец перпендикулярный. Сам колодец с водой находился за Кале недалеко от Кичик-Капу (Малых ворот) с маленьким в пол-аршина отверстием. Он теперь разломан, колодец забросан камнями и называется Сокур-кую, то есть "слепой колодец". Ход же к этому колодцу был в Кале на Бурунчаке, откуда косо вырублен туннель к воде. Отверстие этого туннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучею камней".

Наиболее раннее упоминание о колодце принадлежит французскому путешественнику де Ла Мотрэ, автору книги "Путешествие в Европу и Азию"; ссылаясь на него, Дюбуа де Монпере пишет: "... здесь (на Бурунчаке) имелся колодец или естественная цистерна, облицованная тесаными камнями и наполненная водой, никогда не иссякавшей. Местонахождение колодца, который был, несомненно, заделан турками, сегодня неизвестно" (том 6, с.433).

Когда и кем была создана эта система, еще предстоит узнать, но несомненно, что сведения о ней составляли "военную" и "священную" тайну, доверявшуюся немногим избранным; несомненно и то, что последними по времени хранителями этой тайны были караимы. Поэтому их сведения, донесенные до наших дней, особенно ценны и важны.

Располагая опубликованными сведениями и преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Внимание исследователей привлекло небольшое углубление западнее Малых ворот: интуиция не подвела - уже на второй день работ в августе 1998 года было вскрыто устье колодца. Поначалу здесь трудились члены крымских караимских общин, а также представители других национальностей, в основном в свои выходные дни. Однако к 2001 году стало ясно, что их сил недостаточно - грандиозность открытой ими подземной гидротехнической системы по масштабам превосходила все, доселе известное в Крыму. К решению задачи были привлечены Ассоциация крымских караимов, Институт минеральных ресурсов и Центр спелеотуризма "Оникс тур" во главе с А. Ф. Козловым, ранее осуществивший превосходное оборудование карстовых пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хасар на Чатырдаге. Ими был выполнен огромный объем работ, в результате которого раскрыт и доступен обозрению туристов следующий комплекс.

В 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров на протяжении 27 метров; на глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени. Поблизости от места сопряжения галереи с колодцем ответвляется небольшой ход, расчистить который еще предстоит. Ниже галереи (на глубине 27 метров) колодец расширяется почти до 5 метров за счет пологого спуска - вырубленной в скальном массиве своего рода винтовой лестницы, уходящей от портала галереи в глубину колодца. Это, несомненно, Тик-кую - Прямой или перпендикулярный колодец караимских преданий.

Но вернемся к галерее. На ее своде местами видны мелкие сталактиты, что само по себе свидетельствует о ее древности; встречаются также поздние надписи (чаще копотью) караимским курсивом, арамейским квадратным курсивом и реже - на латыни. На месте выхода галереи на поверхность имелась башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могли укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Не исключено и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Это могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей Ашырын Йол (Тайный путь).

Вышеописанные подземные сооружения, на сегодняшний день оборудованные и доступные для осмотра, составляют лишь часть системы; ведется поиск продолжения уже открытого и других подземных ходов. Далее, предстоит серьезная исследовательская работа по осмыслению открытий и включению ее в систему оборонительных сооружений древнего Кыркора.

 

Чуфут-Кале

После осмотра монастыря продолжайте путь вверх по ущелью. Дорога идет большей частью в тени, среди зелени, слева — роща вековых деревьев грецкого ореха, по пути много лещины, кизила, можжевельника, встречаются дикая груша и лиана ломонос. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Еще выше встретятся пещеры, высеченные в отдельных камнях. Вероятно, это остатки деревушки Мариамполь. Недалеко отсюда в зарослях обнаружен могильник VI—VII веков.

    Как только достигнете источника, откроется необычное зрелище — на голубом фоне неба четко выделяются строения «воздушного города», как назвал Чуфут-Кале один из современников А.С. Пушкина. Кажется, что его дома и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной отвесной скале.

    Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Есть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего Кыз-Кермена.

История города, особенно ранняя, изучена недостаточно. Она становится более ясной с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале, пока в конце концов не пошли на хитрость: создали видимость наступления большого войска... День и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались в крепость.

    Захватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в рабство... Они разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установлено

 На рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой.

В конце XV века уже Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай.

Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников. В конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, в 1648 году — польский гетман Потоцкий. В 1572 году в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров, посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Хан тоже посадил его в тюрьму, где князь просидел три года. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и провел он там двадцать один год.

О тяжелой участи Шереметьева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу; «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден».

Только в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжкой неволи. Но жить на свободе не пришлось. Через полгода он умер.

В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков продавали в заморское рабство в Кафе — главном центре работорговли на полуострове или в Бахчисарае. Многие влачили рабское существование в Крыму.

С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще больше двух столетий.

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке,  но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У более зажиточных лавки и мастерские  находились в Бахчисарае.

После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи.

С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В путеводителе конца прошлого века читаем: «Вряд ли еще где найдется город, который производил бы столь сильное, подавляющее впечатление полным отсутствием жизни».

Одолев довольно трудный подъем, экскурсанты входят в город через южные (малые) ворота. К ним ведет вымощенная камнем дорога, частично сохранившаяся на последних двух маршах. Ворота построены в XIV веке на месте более древних, как и вся эта часть оборонительной стены. Через два столетия стену перестроили и сделали в ней бойницы для стрельбы из ружей.

Подступы к воротам защищала оборонительная стена, вдоль которой идет последний марш дороги. Защитники крепости со стены осыпали нападающих градом стрел, забрасывали камнями и дротиками, поливали расплавленной смолой и кипятком. Сами же они могли отойти к пещерам против входа и продолжать борьбу. Пещеры расположены в четыре яруса и соединяются между собой.

У второго поворота дороги, справа в скале — вертикальная вырубка, внизу заметны следы порога. Пройдите налево вверх и окажетесь на одной из улиц города. Слева, за развалинами нескольких жилых домов, находится полуразрушенная стена, отделявшая от городских кварталов незастроенную часть плато. Этот пустырь сейчас называется Бурунчак. От него на восток, до средней оборонительной стены тянется «старый» город.

Улица, на которую вы вышли, называется Средней.

Севернее ее проходит улица Бурунчакская. По ней двигались телеги и арбы в западную часть плато, на Бурунчак. По-видимому, там в дотатарское время был рынок. В дни военной опасности на этой обширной площади могли укрывать свой скот и имущество жители окрестных деревень.

Южнее Средней лежит улица Кенасская, названная так потому, что на ней находятся караимские молитвенные дома — кенасы. Улицы соединялись узкими переулками. Средняя улица и переулки не были проезжими, по ним могли пройти только люди и вьючные животные.

В XVI веке, уже после расширения города, в Чуфут-Кале было свыше четырехсот домов, население достигало четырех-пяти тысяч человек. Дома строились в большинстве двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу. Стены, как правило, клали из тесаного камня, на глине; двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства.

Идя по Средней улице на восток, попадете на небольшую площадь. На нее выходят и две другие улицы — Бурунчакская и Кенасская. Сразу же за площадью, слева от Кенасской улицы, видны остатки мечети, построенной в 1346 году. Недалеко от развалин мечети — хорошо сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым. Он восьмигранный, построен в XV веке. Много раз его ремонтировали и реставрировали, но делали это неумело, и свой первоначальный вид памятник утратил. Резная арабская надпись на каменном своде двери гласит о вечности загробной жизни. Внутри мавзолея установлено надгробие из местного известняка. На нем высечена надпись на арабском языке: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году».

За мавзолеем к северу плато круто обрывается. Отсюда, с высоты, открывается изумительный вид на долину Ашлама-Дере. Необычайно красива и панорама Главной гряды Крымских гор с их самой высокой вершиной Роман-Кош (1545 м)...

 В 1825 году Чуфут-Кале посетил Адам Мицкевич. Может быть, он стоял именно здесь, и эта великолепная картина вдохновила великого польского поэта на создание стихотворения «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале», вошедшего в «Крымские сонеты».

Крепость действительно была неприступна со стороны обрыва. Лишь у самого его края вырублена в толще скалы пещера, откуда просматривалась вся долина.

Продолжая путь вдоль обрыва, подойдете к средней — самой ранней — оборонительной стене, построенной в Х—XI веках вместе с городом. Она пересекала плато поперек. С обоих концов ее усилива-ли башни. В 10—11 метрах от стены — большой крепостной ров длиной 65, шириной — 4, глубиной — до 2 метров. Но он не доходил до края скалы — оставался проход к вылазной калитке в северной части оборонительной стены (там до сих пор сохранилась небольшая лестница, которая ведет в малый оборонительный ров).

Ближе к воротам, по преданию, находился монетный двор. В стене видны вырубки для балок, поддерживавших крышу. Монета здешней чеканки с надписью «Кырк-Ор» была серебряной с большой примесью меди. Ее называли «гнилой деньгой» и брали неохотно.

Над вторым малым рвом со временем построили жилой дом, а сам ров использовали как хозяйственное полуподвальное помещение, из которого по ступеням можно было попасть в две большие пещеры-подвала.

Осмотрев хозяйственные пещеры, выходите наверх и продолжайте путь вдоль рва. От монетного двора поверните влево и идите к во-сточной стене. Длина ее — 128 метров. Сложена она из камней равной величины и по качеству кладки хуже средней. Стену построили караимы в конце XIV — начале XV веков для защиты новой части города. В XVI веке, вероятно, в правление Менгли-Гирея, стену и башни перестраивали. В это время дубовые ворота обили кованым железом, а в башнях и на парапете стены устроили бойницы для огне-стрельного оружия. Слева от ворот видна орудийная амбразура — необычайная редкость в крепостных стенах того времени. С внешней стороны над воротами укреплена мраморная плита с грубо высеченными на ней знаками, смысл которых не разгадан. Выехать из города или въехать в него можно было только через эти ворота.

Поднимитесь на башню над воротами и осмотрите местность. Перед крепостной стеной слева у дороги виден большой бассейн, вырубленный в скале. В нем собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скоту. Дальше на плато в последнее время существования города был рынок. Левее на холме стояла ветряная мельница. Впереди по дороге, в верховье Иосафатовой долины, среди деревьев и кустарников скрыто древнее караимское кладбище.

От восточных ворот отправляйтесь снова к старому городу, но теперь по Главной улице, которая заканчивается у средней оборонительной стены. Шире других, она была проезжей. Пешеходы пользовались тротуарами из каменных плит. На Главной улице сохранились  два жилых дома XVIII — начала XIX веков. В большом доме слева до конца своих дней жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, А.С. Фиркович. Он часто путешествовал по Египту, Палестине, Турции, Кавказу и Крыму в поисках сведений о своем народе. Фирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Эта уникальная коллекция, представляющая большую ценность, ныне хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Продолжая путь от дома Фирковича к воротам в средней оборонительной стене, обратите внимание на их расположение. Влево стена уходит под углом, справа она выступает вперед. Находясь на ней, защитники крепости могли поражать штурмующего врага с правого фланга и частично с тыла. К тому же прямой подход к воротам преграждал ров, который дорога в город обходила слева, делая изгиб. В 1299 году татары не смогли прорваться через ворота в город. Они нашли уязвимый участок и пробили стену южнее, там, где перед нею не было рва. Впоследствии пролом заложили, но более мелким камнем. Это место и сейчас хорошо заметно.

Полотно ворот не сохранилось, но, вероятно, они были двустворчатыми, дубовыми, такими же массивными, как и восточные. На ночь и в момент опасности ворота запирались на засов.

В скале под аркой ворот вырублен желоб, по которому в город был проложен водопровод из гончарных труб. Подойдя к крепости, водопровод огибал южную часть большого рва. На территории города желоб прослеживается на расстоянии до 15 метров от ворот. Остатки водопровода обнаружены раскопками и под стеной «монетного двора».

Гончарные трубы, сделанные из хорошо обожженной красной глины, соединялись известковым раствором, а желоб был накрыт двумя рядами небольших каменных плит. Сооружение водопровода предположительно относят ко времени основания города, строительства средней оборонительной стены.

Когда водопровод перестал действовать, жители вынуждены были брать воду из источников, находившихся вне города. Для хозяйственных нужд и скота собирали дождевую и снеговую воду в вырубленных в скале колодцах. Их было на Чуфут-Кале несколько.

У южного обрыва хорошо сохранились караимские кенасы. Напротив входа во дворик — кенаса XIV века. Она находилась в старой части города, возможно, потому, что в то время еще не построили восточную оборонительную стену, а святыню нужно было надежно укрыть. К тому же расположение молитвенного дома на территории татар давало им дополнительную власть над караимской общиной.

Кенасу окружает терраса с каменными колоннами. Здесь верующие отдыхали в ожидании богослужения. Совершив обряд омовения перед входом в молитвенный дом, они ставили обувь в специально сделанные ниши. Терраса была также местом собраний, где решались вопросы религиозного и попечительского характера,  а иногда вершился суд над нарушителями старинных нравственных и религиозных предписаний. Вторая кенаса появилась значительно позже, в XVIII веке.

Внутри устройство кенас одинаково. В первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сидя на скамейках, молились старики, в большом зале — мужчины. Женщины размещались на балкончике, за деревянной решеткой.
    Пол большого зала был покрыт коврами, на потолке подвешены люстры. Сохранились кольца для их крепления. Крючки в стенах служили для закрепления концов веревок, на которых висели люстры. Для лучшего резонанса в стены зала вмонтированы голосники (кувшины).

На боковых полках лежали молитвенники. В шкафчиках, дверцы которых украшает художественная резьба, хранилась религиозная утварь, в одном из них — центральном — свитки Торы (священные тексты иудеев).
Недалеко от кенас, к сожалению, неизвестно, где именно, находилась караимская типография, созданная в 1731 году. Это была первая типография на Крымском полуострове. Деревянный древнееврейский шрифт для нее выписали из Венеции. Печатались книги большей частью религиозного содержания, на некоторых указано место печатания — «Кале». Последнее издание в Чуфут-Кале вышло в 1805 году, типография была переведена в Евпаторию.

Кенасами заканчивается знакомство с Чуфут-Кале. Выйдя через южные ворота, спуститесь в Иосафатову долину и поверните налево. В средние века здесь проходила дорога. Она заросла кустарником и деревьями и сохранилась лишь местами. Идя по ней, попадете к старому караимскому кладбищу.

Кладбище это довольно обширно. Некогда на нем росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Поэтому татары называли кладбище Балта-Тиймез (буквально: «топор не коснется»). Здесь сохранились старинные надгробия из известняка. В поздний период богатым ставили памятники из мрамора. В это место традиционных захоронений привозили хоронить не только из других городов России, но иногда даже из-за границы.

 

Чуфут-Кале

Есть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего Кыз-Кермена. Ранняя история изучена недостаточно,  более ясно с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. На рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Кырк-Ор - крупный торгово-ремесленный центр юго-западного Крыма.

В конце XV века уже Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников (конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, в 1648 году — польский гетман Потоцкий. В 1572 году любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года русский посол Василий Айтемиров, посланный для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Русский воевода  Шереметьев. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. провел он там двадцать один год. Царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден». 1681 г. выкуплен.
В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить.).

С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы.

Южные (малые) ворота 14 в.на месте более древних.
улицы Кенасская, Средняя, Бурунчакская,
плато Бурунчак,
1.Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
6.Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в 7.дотатарский период тут был пещерный монастырь.
9.Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
10.Малая и Большая кенасы — молитвенные дома караимов.
12.Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
13.Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю) - учитель в .
14.Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
15.Остатки бани.
16.Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
17.Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
18.Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
19.Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
20.Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
21.Бассейн для хоз.нужд
22. Ветр.мельница

Если Большие (Восточные) ворота будут открыты, то можно выйдя через них пройти по дороге еще немного вверх, там слева в кустах будут хорошие обзорные полянки, где можно перекусить. Потом двигаясь по этой же дороге далее очень медленно (она будет постепенно поворачивать вправо) желательно не пропустить тропинку вправо вниз, на караимское кладбище. Если тропинку пропустите - ломитесь через лес. Называется оно Иосафатова долина, или Балта-Тиймез.

Затем возвращайтесь подороге в монастырь.

 

Успенский монастырь

(выдержки из краткого исторического описания, 1908 г.)
Успенский Бахчисарайский скит находится невдалеке от верхнего конца г Бахчисарая, в глубоком ущелье, называемом у татар Мерьем, т.е. ущелье Марии, и обведенном с обеих сторон громадными отвесными скалами вышиною до 70 саженей. Местность скита одна из самых пустынных и вместе с тем величественных крымских местностей. По сказанию очевидцев она похожа на местность обители Георгия Хозевита, что близ Иерусалима, славящуюся своим пустынно-диким видом. Остатки разнородной растительности по всему оврагу свидетельствуют, что здесь рос когда-то густой лес, который в продолжение целых столетий не могла истребить самая близость столицы ханской. В последние века у подножия скалы не малое время существовало поселение греческое, остатки которого состоят теперь из пещер, служащих грекам жилищами. Поселение это, от находившейся в скале явленной иконы Богоматери Панагии, называлось Марианополем или селом Марьиным. Об этом селе упоминается еще в известной Книге Большого Чертежа, следовательно, не позднее ХУ1 века, а в путевых записках, веденных при посольстве нашем в Тавриду в 1625 г., между прочим говорится, что послы наши, по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество служили в селе Марьином, т.е. в Успенской скале, благодарственный молебен.

Греки-христиане, живя по соседству с татарами-мусульманами, терпели от них постоянные притеснения. Находясь под гнетом диких и фанатичных татар, христиане с редким самоотвержением переносили все невзгоды: они уходили в леса и пещеры, где посвящали себя всецело на служение Богу. Одни из христиан жили просто в пещерах, а другие основывали монастыри. Монастыри, как главная опора христиан в религиозно-нравственной жизни, особенно привлекали к себе внимание татар, и они их разрушали, а священные книги сжигали. Христиане снова воздвигали эти монастыри, а татары снова разрушали их до основания.

В ХV веке большая часть южного Крыма со всеми христианами перешла под власть турок. Греки стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам: турок и татар. С этого времени и начинается собственно тяжкая година для крымских христиан. Мусульманство охватило весь Крымский полуостров, установились резкие отношения турок и татар к христианам, и для последних наступило время тяжелых невзгод и гонений. Христиане Тавриды упали духом в неравной борьбе с мусульманами и когда, по-видимому, не оставалось у них никакой надежды отстоять свою веру, и христианство должно было исчезнуть, на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства является образ Богоматери. Вот как говорит об этом народное предание, сохраненное для нас русскими писателями ХVII века : "Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свешу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взрыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свешу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседашася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице".

Другое предание говорит: "В давно минувшие времена пастух одного князька (топарха), по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме:она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону.

Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.

Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского скита.

В это время монастырь посылал от себя доверенное лицо к Московскому Царю Федору Иоановичу просить милостыню.

В начале ХVII века из дел того же приказа знаем о существовании Успенской пещерной церкви, а в конце ХVIII столетия читаем в письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года, что близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе, из камня, которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить.

В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным Промыслом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу.

Так появился Бахчисарайский монастырь. Главная заслуга этого монастыря в том, что он поддерживал дух и энергию христиан в борьбе с мусульманством. Он объединил христиан и защитил святую веру от дикого натиска ислама. Здесь была даже митрополичья кафедра. Когда она сюда перенесена, трудно сказать что-либо определенное, но что она находилась здесь, доказательство сего можно находить в том, что здесь жил последний митрополит Игнатий.

Таким образом, Бахчисарайский монастырь был центром религиозной жизни христиан в Крымском ханстве: ему принадлежало и духовное назидание христиан, и управление ими. И если бы не татарское иго, он был бы благоустроенной и величественной лаврой, но магометанский фанатизм сделал то, что христианам воспрещено было даже ставить кресты на церквах, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Многие усвоили татарский язык и обычаи. Землянки и пещеры заменяли дворцы и храмы.

Когда отношения между татарами и греками достигли высшей степени напряженности, греки обратились за помощью к России. Русские, испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к единоверцам-грекам. Греки издавна получали от Москвы милостыню. Они видели, что только русские, став победителями, помогут им (в это время уже шла война между Россией и Турцией).

В 1778 году по Высочайшему соизволению, главнокомандующий русскими войсками Румянцев вошел в сношение с митрополитом Игнатием, бывшим главою крымских христиан, и предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России.

Митрополит, 23 апреля в день святой Пасхи, после литургии в Успенской церкви нынешнего скита, предложил это дело своей пастве. Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму.

Татары с крайним негодованием толковали о выходе христиан и роптали на хана, который равнодушно смотрел на распоряжение русских. Но митрополит Игнатий своими неусыпными стараниями, увещательными грамотами и, рассылаемыми нарочито по селам священниками, достиг того, что все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в пределы России.

В это время Бахчисарайский Успенский скит снова является особенно важным пунктом для таврических христиан. Греки сходятся в монастырь, чтобы в последний раз помолиться здесь Пресвятой Богородице, защищавшей их своим покровом в течение нескольких веков от насилия мусульман. Тяжела была картина разлуки греков с заветными берегами Тавриды! Митрополит отслужил благодарственный и напутственный молебен. После молебна митрополит, священники и все христиане, здесь бывшие, с торжеством подняли чудотворную икону Божией Матери и потянулись длинною вереницею с пением и молебном через горы и равнины, покинув навсегда заветные берега, родной кров и все, что было дорого для них, в Новороссию, где в окрестностях г. Мариуполя и находится ныне явленная икона, вынесенная из Успенского скита.

Это событие в истории Бахчисарайского скита в Тавриде отмечается тем, что он упразднился на некоторое время, но не навсегда. В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась).

В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон.

В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя Святителя Чудотворца Николая, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписаный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.

 

Из множества чудес, совершавшихся пред глазами покойного 80-летнего старца Бахчисарайского протоиерея Константина Спиранди, упомянем о двух особенно примечательных.

У одного грека, Анатолийского выходца, был 16-летний сын со скрюченными руками и ногами от какого-то тяжкого и многолетнего недуга.
Сокрушаясь печалью о страдальческом положении своего сына, отец однажды в сонном видении услышал голос, призывающий его за получением исцеления в Успенскую скалу.

Здесь, по совершении пред иконою Успения Богоматери молебна с акафистом, когда больной приложился к этой иконе, то почувствовал необыкновенный приток сил во всем теле; впрочем со скалы из храма по-прежнему снесен был на руках родителей, но потом через час, когда начали выезжать из монастыря домой, больной вдруг распростер свои скорченные руки и ноги, спрыгнул с повозки, стал бегать и скакать от радости, восклицая, что Матерь Божия исцелила его.

Во время открытия в 1850 году скит имел только пещерный храм и три пещерных кельи, а теперь представляет Град Божий, в котором в нескольких благоустроенных храмах Божиих славится имя Господа Бога и Пречистой Его Матери, при котором есть и хозяйственные заведения.
В настоящее время в обители находятся:
А. ХРАМЫ СКИТА
Храмов Божиих пять, все однопрестольные.
а. Пещерный храм в честь Успения Богоматери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери"Панагии". В этом храме есть особо чтимые святые иконы:
1) Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем.
Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
2) Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдо-киею, 24 марта 1856 года.
3) Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
4) Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
5) Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
6) Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада
Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов
б. Пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка Храм этот высечен в скале ниже Успенской церкви при настоятеле архимандрите Николае в 1859 году на пожертвования Симферопольского чиновника Марка Айвазова Храмовой праздник бывает 25 апреля Выше этого храма, в высеченном в скале помещении, находится ризница и библиотека монастыря.
в. Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, выстроенный под скалой при том же настоятеле в 1857 году, собственным иждивением и редким усердием, девицею — дочерью коллежского ассесора Елизаветою Берковой. Вблизи этого храма в скале покоится прах строительницы Берковой, умершей в 1878 году. Благотворительницей этой подарено скиту и подворье в г. Симферополе. В нем есть церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы; богослужение в ней совершается каждый день. Храмовой праздник бывает 21 ноября.
г. . Храмовой праздник — 23 апреля. Вблизи этого храма находится братское кладбище и военное. На военном кладбище погребены генералы и другие замечательные лица, положившие свои жизни за Веру и Отечество во время Крымской войны 1853-56 годов.
д. Чтобы увековечить достойную благодарность великому русскому иерарху и знаменитому бытии в Бозе почившему архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннокентию, за его милости и любвеобильное попечение о сооружении храмов Божиих в Тавриде и, в особенности, об устройстве монастырей, в 1896 году при архимандрите Исидоре на пожертвования архиепископа Таврического и Симферопольского Мартиниана, на средней площадке скита, выстроен пятый небольшой храм во имя первого Святителя Иркутского Иннокентия, к которому Херсонский и Таврический архиепископ Иннокентий, как сотезоименному покровителю своему, питал особенное благоговение. Храмовой праздник бывает 26 ноября.

Б. МОНАСТЫРСКИЕ ЗДАНИЯ
Здесь на первое место нужно поставить настоятельский дом, выстроенный на средней площадке при настоятеле архимандрите Николае в 1862 году. При том же настоятеле выстроен и каменный двухэтажный трапезный корпус. В этом здании помещается братская трапеза, кухня с пекарней и шесть братских келий.

Для помещения остальной братии, при настоятелях — архимандрите Поликарпе и Митрофане, устроено под скалою две келий и шестнадцать, высечены в скале. В одной из последних келий находится монастырская просфорня. Келии в скале сырые и весьма непригодны для жительства.
Для приема посетителей в нижней части горного склона, в 1867 году при настоятеле архимандрите Дионисии, выстроены два двухэтажных каменных дома. Здесь же, при нем, выстроены и другие здания, необходимые для монастырского хозяйства, а при въезде из города в монастырь устроены святые врата с двумя келиями. Над святыми вратами находится Успенская икона Богоматери, пред которой горит неугасимая лампада.

В. ФОНТАНЫ СКИТА
В версте от скита вверх по оврагу находится в скале источник на глубине 1,5 сажени. Из этого источника в 1896 году, при настоятеле архимандрите Исидоре, возобновлен древний подземный водопровод в монастырь. Недалеко от источника устроен каменный, в виде часовни, увенчанный крестом бассейн, на лицевой стороне его вделана икона Успения Божией Матери. Вода из источника по железным трубам проведена в этот бассейн, а из него в скит, где на средней площадке устроен фонтан.
Он представляет изготовленную из цельного камня вазу, сажень в диаметре, в середине вазы укреплен медный крест, из верхнего конца которого бьет фонтан чистой и живой воды. Вазу с трех сторон окружает каменный полукупол, наверху которого в каменном киоте стоит образ Успения Богоматери.
Из этого фонтана, при архимандрите Исидоре в том же 1896 году, вода проведена к гостинице, в монастырскую кухню и баню. Вблизи гостиницы также устроен фонтан; кроме того, близ трапезного корпуса находится третий фонтан.

Г. МЕСТНОСТЬ СКИТА
Положение и устройство Успенского скита представляет трехсоставное обиталище.

В верхнем этаже три церкви: Успенская, святого Евангелиста Марка и святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня.

В среднем — Иннокентиевская церковь, настоятельский дом с фонтаном и три пещерных келий.

В нижнем — трапезный корпус со службами, два го-стинных дома, святые врата и два фонтана.

На левой стороне оврага — Георгиевская церковь и при ней два кладбища: братское и военное. Весь овраг скита, особенно правая сторона его, где главное святилище, покрыт роскошною зеленью разных деревьев южного Крыма, в которых обитают множество певчих птиц.

На юге от скита, в долине между скал красуется великолепный фруктовый сад, по положению своему он напоминает сад Гефсиманский, что близ Старого Иерусалима, а потому, в 1867 году, вблизи него выстроена Гефсиманская часовня. На самой вершине скал растут одни можжевельники и регальная трава. На верх скалы есть лестница, состоящая из 83 ступеней, вытесанная в самой же скале.

Игнатий Мариупольский
Митрополит происходил из старого рода Гозадино, переселенного из Италии на остров Фермия (ныне Кифнос); на этом острове родились дед митрополита Игнатий, который имел одного сына Константина. Отец митрополита, Константин имел трех сыновей – старшего Антона, среднего Иакова (будущего митрополита Игнатия) и младшего тоже Антона. Иаков, будущий митрополит Игнатий, в детстве был отвезен на Афонскую гору к своему родственнику иноку. Он здесь поступил в монахи под именем Игнатий, получил духовное образование, дослужился до сана епископа; в Константинополе был избран членом Вселенского совета, был назначен в 1771 г. митрополитом крымской епархии, был главным организатором переселения греков в Россию.

Иннокентий Таврический
Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий - выдающийся иерарх, богослов, проповедник Русской Православной Церкви и патриот Земли Русской. В миру Иван Алексеевич Борисов. Родился в 1800 г. в Орловской губ. в семье священника. Получил образование в Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, доктор богословия. С 1847 года - член Святейшего Синода. В разное время был ректором Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге, ректором Киевской духовной академии, стоял во главе Вологодской, Харьковской и Херсоно-Таврической епархий. Преосвященный Иннокентий отличался ораторским талантом, обширностью знаний и оставил после себя много сочинений. Ярко и пламенно проявилась любовь Святителя Христова к своей пастве во время грозных событий Крымской войны и первой обороны г Севастополя в 1854-55 гг. Подвижническая деятельность архиепископа Иннокентия - особая летопись патриотического стояния архипастыря, содействовавшего духовно-нравственному ободрению защитников Родины. За беспримерное служение Церкви и Отечеству он был награжден многими орденами и алмазным Крестом для ношения на клобуке. Скончался в 1857 году в г. Одессе.
С того времени на день храмового праздника всегда всенощное бдение совершается на этой площадке.

Успенский монастырь, кратко.

Ущелье Мерьем. Греческий поселок Мариамполь. Жизнь греков под татарами. Легенда о явлении иконы (Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.
Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского скита.)

Устройство монастыря: храмы: а. Пещерный храм в честь Успения Богоматери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери"Панагии", б. Пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в. Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, г.храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, д.церковь св. Иннокентия Иркутского

Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована (покрыта каменными плитами) лестница. Его настоятелем в настоящее время является почитаемый православными крымчанами, борец за чистоту православия, архимандрит Силуан.

Затем забирайте машину и спускайтесь в Староселье. Тут есть мусульманский новый музей рядом с Зинджерлы-Медресе и ресторан “Салачик”.

Отдохнув и пообедав возвращайтесь на машине по дороге к Ханскому дворцу


Дворцовая площадь

В одной из декоративных стенных надписей в ханских покоях Дворец поэтически сравнивается с "ниткой морского жемчуга". Эта изящная метафора имеет веские основания. Устройство дворцового архитектурного ансамбля в плане действительно может напомнить ожерелье: разнообразные постройки, внутренние дворы и сады как бы "нанизаны" на нить, уложенную вокруг Дворцовой площади. На эту площадь выходят окна и порталы зданий, калитки обнесенных стенами двориков. Ее пространство объединяет все основные структурные компоненты Дворца, что позволяет говорить о Дворцовой площади как о композиционном центре ханской резиденции.

Сегодня значительная часть Дворцовой площади превращена в тенистый парк, однако в ханские времена она не была засажена деревьями, имела вид открытого плаца и служила местом проведения различных торжественных церемоний.

К югу от нее были устроены специальные террасы, на которых располагались обширные декоративные сады. Поскольку площадь просматривалась по всей своей длине, сады на террасах превращали горный склон в великолепную ландшафтную декорацию из богатой растительности, на фоне которой выразительно выделялись постройки Дворца. С площади в город вели двое ворот. Сегодня все гости Хансарая попадают на территорию бывшей ханской резиденции через Дарбехане-Капы – Северные ворота. В ханскую эпоху на склоне долины напротив входа во Дворец среди городских кварталов располагался ханский монетный двор (дарбехане) – отсюда и название северных ворот, переводящееся как «ворота монетного двора». Здания, примыкающие к Дарбехане-Капы, были местом размещения привратной стражи - капы-халков(крымского аналога турецких янычарских частей). Капы-халки были вооружены огнестрельным оружием и в большинстве своем происходили из подвластных Крыму черкесских племен.

Именование южных ворот – Бахче-Капы («садовые ворота») – объяснялось тем, что они вели к садам, простиравшимся к югу от Дворца. Следует полагать, здесь тоже должна была находиться охрана - однако точный облик построек, в которых она размещалась, восстановить непросто: здания, прилегающие к Бахче-Капы, были существенно перестроены в 19 в. Сейчас на месте начала терассированных садов располагается военное братское кладбище.


Сельсебиль
Фонтан слез

Сам фонтан находится во внутренних двориках дворца, там проводятся экскурсии, билет 50 грн./чел. (много не потеряете, лучше потратиться на Соколиную башню - 15 грн./чел)

Но в Бахчисарай едут смотреть не только Ханский дворец, но и знаменитый Бахчисарайский фонтан. Тот, кто его не видел, может подумать, что это красиво бьющие в высоту струи воды. И ошибется. Знаменитый Бахчисарайский фонтан — это резная мраморная плита, по которой из небольшого отверстия стекает вода, переливаясь из одной чаши в другую. Далее - распространенная легенда: Когда-то давно (в 1764г.) умерла любимая жена Кырым-Герай-Хана – Диляра-Бикеч. Похоронена она была в южной части территории дворца, и там же известный персидский зодчий Омер соорудил этот «плачущий» фонтан под названием Сельсебиль – один из райских источников, из которых по верованиям мусульман, пьют души праведников. К приезду Екатерины II фонтан был перенесен во Дворец. Ради чего – неизвестно. Так он с тех пор и стоит во дворце. Там же застал его и Александр Сергеевич Пушкин 7 сентября 1820 года. Нужно сказать, что ни сам Бахчисарай, ни фонтан особого впечатления на поэта не произвели. «В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана (…). Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан, из заржавой железной трубки по каплям капала вода. Я обошел дворец с большой досадой на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат».
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной;
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль…»,

Когда Пушкин написал эти строки, то был скорее под впечатлением рассказа Софьи Потоцкой, которой в тот период был увлечен и с которой встречался в Гурзуфе. Она рассказывала предание о Марии Потоцкой, якобы бывшей женой хана и горько оплакиваемой им, и о фонтане слез в ее память… Так реальная черкешенка Диляра-Бикеч превратилась в мифическую полячку. Потом эта тема претворится в поэму «Гарем» и будет позднее названа «Бахчисарайским фонтаном». Нужно сказать, что собственно известность этой поэмы и уважение к памяти великого поэта сыграли свою решающую роль в 1944 году, когда после департации татар из Крыма, по воле «отца народов» татарские названия должны были кануть в вечность. Город хотели переименовать в Пушкин-град. Представляете себе?! Но все-таки оставили Бахчисараем.

Стихи о фонтане любви стали романсом, а сам фонтан вы сразу узнаете по двум живым розам – белой и красной, – которые каждый день кладут в воду фонтана музейные работники в память об А.С. Пушкине, о красавице Диляре, о несчастном хане.

Соколиная башня

Над дворцовыми сооружениями возвышается Тоган-Кулеси (Соколиная башня). Выше нее - лишь шпили минаретов Большой Ханской мечети.
Название башни связывают с тем, что в этом помещении в ханские времена будто бы содержали ханских ловчих птиц. Такое предание вполне правдоподобно: охота с ловчим соколом была весьма популярна в ханском Крыму.

В числе драгоценных подарков крымским ханам из Польши и Московии часто фигурируют редкие породы соколов - особенно ценились полярные белые кречеты. Приручаемых соколов держали в просторных помещениях (иногда пол заливали водою, чтобы приручить птицу садиться на руку хозяина). Соколиная башня, вполне могла подходить для этих целей: внутри сооружение пустое; лишь винтовая деревянная лестница ведет на верхнюю площадку (с которой, к слову, открывается великолепный вид на город и Дворец).

Башня находится в углу Персидского дворика. Это был своего рода "парк отдыха" Ханского Дворца - здесь среди садов были выстроены беседки, фонтаны, бани. Эта уединенная, окруженная высокой стеной часть Дворца была прекрасным местом для прогулок крымских правителей - не исключено, что такие прогулки проходили в окружении семьи: Персидский дворик соседствует с Гаремом, куда ведет широкая калитка в стене.
После недавнего ремонта башни у гостей Дворца появилась редкая возможность взглянуть на окрестности почти что с высоты соколиного полета.


Ханское кладбище
мезарлык

В тенистом саду к югу от Большой Ханской мечети расположено Ханское кладбище (мезарлык). Здесь покоится прах девяти крымских ханов, сорока пяти членов ханского рода (мужчин и женщин), а также ряда представителей высшей придворной знати.

Кладбище в Ханском Дворце - не единственное место, где хоронили крымских правителей и членов их семей. В крымской столице было несколько таких мест. Эти кладбища располагались в пригородах Бахчисарая - Салачике и Эски-Юрте. Там до сих пор высятся дюрбе с захоронениями государей, правивших в 15 - конце 16 столетий. Кроме того, многие крымские ханы нашли последнее пристанище за пределами родины. Их прах покоится в земле Турции, Греции, Болгарии, России, Южной Украины. Как сообщал биограф ханского рода Халим Герай, в Хансарае нашли последнее пристанище следующие правители Крымского государства:
- Девлет I Герай, 1577 (памятник не сохранился)
- Газы II Герай, 1607 (памятник не сохранился)
- Ислям III Герай, 1654 (памятник не сохранился)
- Мехмед IV Герай, 1674 (памятник сохранился)
- Хаджи Селим I Герай, 1704 (памятник не сохранился)
- Менгли II Герай, 1739 (памятник сохранился)
- Селим II Герай, 1748 (памятник сохранился)
- Арслан Герай, 1767 (памятник сохранился)
- Крым Герай, 1769 (памятник сохранился)
На кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе - северное ("дюрбе Девлета I Герая" 16 века с шестью захоронениями) и южное ("дюрбе Исляма III Герая" 17 века с девятью), а также ротонда с единственным погребением Менгли II Герая. Внутри обоих дюрбе и вдоль дорожек сада стоят памятники, высеченные из мрамора или известняка - за пределами мавзолеев их насчитывается 98 (вместе с отдельными фрагментами памятников). К сожалению, многие надгробия утеряны.

Большинство мраморных монументов украшено изысканной орнаментальной резьбой. Символы скорби (склоненный кипарис, роняющая плоды пальма) соседствуют здесь с символикой вечной жизни (роза, виноград, стилизованная розетка).

Памятники Ханского кладбища построены по единой схеме, состоя из каменного "саркофага" и двух вертикальных каменных стел с торцов. Головные стелы увенчаны высеченным в камне изображением головного убора (мужского или женского) и украшены эпитафиями. Эти эпитафии могут иметь вид как лаконичного призыва к молитве за душу покойного, так и целого поэтического произведения описательного либо философского характера.
Всякое кладбище в Крыму считалось святым местом - и тем большим благоговением были окружены усыпальницы правителей Крымского ханства. В старые времена при Ханском кладбище постоянно находились специальные служители - дюрбедары, наблюдавшие за порядком и читавшие молитвы за души усопших.

Бани Сары-Гюзель

Сары-Гюзель (это название в переводе означает желтая красавица) – банный комплекс, расположенный к востоку от Большой Ханской мечети. Это (наряду с Большой Ханской Мечетью) самая старая датированная постройка в Ханском Дворце – в стену бани вмурована плита, сообщающая о возведении этого сооружения в 1532 г. Сахибом I Гераем. (Портал Демир-Капы, созданный в 1503 г., старше, чем Сары-Гюзель, - но он не в счет, поскольку перенесен во Дворец из другого места).

Баня в культурных традициях Крымского ханства – гораздо больше, чем просто гигиеническое заведение. Это – место отдыха, где люди проводят немало времени, восстанавливая силы и общаясь друг с другом. В своей сути эта традиция очень схожа с традицией римских терм, служивших одновременно дискуссионными клубами.

Сары-Гюзель относится к типу турецких бань и являет собой весьма затейливое инженерное сооружение. Источником тепла в ней является горячий воздух, поток которого, проходя под полом, нагревает каменные плиты пола, покоящиеся на низких мощных колоннах. В стенах банных помещений устроены раковины, а в купольных перекрытиях – отверстия для освещения.

При Сары-Гюзель в ханское время находилась команда банщиков, которые не только топили помещение и прислуживали посетителям, но и владели приемами оздоровительного массажа.

Баня функционировала почти 400 лет – еще в 1924 г. жители Бахчисарая использовали ее по прямому назначению. В советскую эпоху Сары-Гюзель сильно обветшала и сейчас эта постройка – в числе первых объектов к капитальной реставрации. В настоящее время Сары-Гюзель из-за своей аварийности не является объектом экскурсионного показа, однако непременно станет им в ближайшие годы: на этом памятнике начаты реставрационные работы.

Мавзолей (дюрбе) Диляры-Бикеч

За Южными воротами Дворца, на краю садовых террас стоит мавзолей - дюрбе Диляры-бикеч. Скрытый деревьями сада, он расположен вдали от обычных экскурсионных маршрутов и доступен обзору лишь с одной точки Дворцовой площади: из проема Южных ворот. Мавзолей был выстроен в 1764 г. посреди небольшого кладбища: в прежние времена вокруг этого сооружения стояли надгробные памятники. Как полагают, именно отсюда в Фонтанный дворик Хансарая был перенесен после 1783 г. знаменитый "Фонтан слёз".

Над входом в дюрбе когда-то размещалась плита с лаконичной надписью: "Молитва за упокой души усопшей Диляры-бикеч". Это же имя встречалось и в надписях на Зеленой мечети, стоявшей на горном склоне напротив Ханского Дворца (разрушена советским режимом в 1950-х гг.). Стоит полагать, что личность, которой были посвящены два прекрасных здания в ханской столице (а если верить преданиям - то и "Фонтан слёз") была в высшей степени выдающейся.

К сожалению, не сохранилось абсолютно никаких сведений о самой Диляре. Разве что титул "бикеч" указывает на ее высокое положение в иерархии Ханского двора: бикечами в Крыму назывались высокопоставленные придворные распорядительницы, экономки (ханы могли иметь одновременно до четырех таких служительниц).

Бахчисарайцы ханских времен, конечно же, хорошо знали столь заметную в городе личность - однако уже к 19 в. всякая память о реальной личности Диляры-бикеч полностью исчезла, уступив место легендам. Местные жители, а вслед за ними и приезжие литераторы перенесли в бахчисарайские декорации распространенное во многих странах повествование о влюбленном правителе и его безвременно почившей возлюбленной (для роли которой и "избрали" Диляру). Так возникла местная легенда о "Фонтане слёз", построенном Кырымом Гераем якобы в знак безутешной скорби по любимой супруге Диляре, отравленной ревнивыми соперницами. Многочисленные легенды "узнавали" в Диляре-бикеч то польку Марию Потоцкую, то грузинку, то черкешенку...

К области легенд относится и представление о Диляре как о "прекрасной юной особе". То подчеркнуто религиозное благоговение, с которым была похоронена Диляра (ведь мавзолей - это культовое здание), свидетельствует скорее о том, что подобным почетом был отмечен переход в иной мир очень заслуженной, прославившейся своим благочестием и, скорее всего, пожилой женщины. Одним из памятников ее заслугам и являлась та самая Зеленая мечеть, которую Диляра-бикеч построила в городе, следуя распространенному среди знатных жительниц Дворца обычаю жертвовать средства на возведение культовых зданий.

Ну и если еще хватит сил, можно посмотреть традиционные мастерские. Они находятся ниже дворца, туда можно пройти пешком повернув налево сразу за воротами, не переходя ров и как бы обходя дворец вдоль стены, затем по небольшому мостику и вниз по течению Чурук-Су до ближайшего перекрестка с  мостиком. Там стоит старый дом XIX века,  на крыльце написано “Usta”. Впрочем, если потеряетесь - спросите у любого  - покажут.

Мастерские “Уста”

Мастерские “Уста” (“мастер”) были основаны в 1997 году как творческое объединение “Марама” (вышивка), затем присоединились ювелиры и гончары
Сейчас в ювелирной  мастерской (куюмджи - ювелир) работает единственный мастер, сохранивший и возродивший традиции крымскотатарской филиграни - Айдер Асанов. У него много молодых учеников.

Гончарная мастерская (чёльмекчилер - гончар) - мастер Люфти. Показал кручёную керамику, методы ее лощения и вощения, печь для обжига и необычный тандыр :))

Специальная экскурсия у них стоит 25 грн с чел., если что-то сделать руками -50 грн. с чел.

Пройдя от мастерских вверх к проезжей улице Ленина вы очутитесь на перекрестке, где напротив друг друга через эту улицу Ленина находятся две кофейни, на вашей стороне кофейня где есть макет старого Бахчисарая, с музыкой и лампочками (стоит отдельных денег за просмотр) и кофейня-хостел нашей знакомой Бахитгюль (которая, надеюсь, уже откроется, можно остаться на ночь, 80 грн с чел., маленькая недорогая гостишка типа для студентов, все новое и аккуратное).

Почему я об этом пишу - потому что посмотреть все перечисленное здесь очень трудно за один день.