Берега Крыма
Отдых в Крыму. Простое бронирование
+38 067 911-87-09
|
Тур выходного дня Путешествие в древний Бахчисарай
Продолжительность:
1-2 дня
Программа тура:
Доезжаете на машине до верхней площадки монастыря, минуя конечную маршруток в Староселье и поднимаясь направо вверх у креста. Затем пешком идете через монастырь (вид приличный, плечи-руки-ноги прикрыты, фотографировать нельзя фонтаны, монахов и хозяйственные помещения в балке). Пройдя его территорию, продолжаете подниматься по дороге (она постепенно станет настоящей средневековой) до небольших лесенок слева, они будут неожиданно смотреться после “дороги столетий”. Потом по тропинке вверх к Малым воротам, там касса (40 грн вход). При подъеме почти вверху будет ответвление налево к колодцу Тик-Кую (вход также платный, но другая организация), я там сама не была, всегда не хватает времени и сил, но говорят интересно. Колодец Тик-КуюВ 1998-2001 годы в древней крепости сделано сенсационное открытие. Выявлена древняя гидротехническая система подземных сооружений, или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале, которого просто не могло не быть в крепости такого ранга. Впрочем, память о такой системе сохранялась в преданиях; их достоверность блестяще подтвердили недавние открытия. С давних пор вода в крепости была привозной - ее брали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовали также дождевую воду и снеговую воду. Запасы воды в виде снега и льда хранили в пещерах под соломой и войлоком. В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила былое военное значение, сведения о ней, имевшие скрытый характер, забылись. Но не всеми. Тайну расположения подземных сооружений передавали из поколения в поколение избранным; с течением времени ее хранителями стали старейшины и руководители народа караимов. Краткую информацию обнародовал караимский гахам (духовный руководитель) С.Шапшал в 1895 году "Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы". Позднее о том же писал М.Фиркович (1907): "В Кале в былое время существовал еще один грандиозный колодец, называемый Тик-кую, то есть колодец перпендикулярный. Сам колодец с водой находился за Кале недалеко от Кичик-Капу (Малых ворот) с маленьким в пол-аршина отверстием. Он теперь разломан, колодец забросан камнями и называется Сокур-кую, то есть "слепой колодец". Ход же к этому колодцу был в Кале на Бурунчаке, откуда косо вырублен туннель к воде. Отверстие этого туннеля на Бурунчаке ныне скрыто под кучею камней". Наиболее раннее упоминание о колодце принадлежит французскому путешественнику де Ла Мотрэ, автору книги "Путешествие в Европу и Азию"; ссылаясь на него, Дюбуа де Монпере пишет: "... здесь (на Бурунчаке) имелся колодец или естественная цистерна, облицованная тесаными камнями и наполненная водой, никогда не иссякавшей. Местонахождение колодца, который был, несомненно, заделан турками, сегодня неизвестно" (том 6, с.433). Когда и кем была создана эта система, еще предстоит узнать, но несомненно, что сведения о ней составляли "военную" и "священную" тайну, доверявшуюся немногим избранным; несомненно и то, что последними по времени хранителями этой тайны были караимы. Поэтому их сведения, донесенные до наших дней, особенно ценны и важны. Располагая опубликованными сведениями и преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Внимание исследователей привлекло небольшое углубление западнее Малых ворот: интуиция не подвела - уже на второй день работ в августе 1998 года было вскрыто устье колодца. Поначалу здесь трудились члены крымских караимских общин, а также представители других национальностей, в основном в свои выходные дни. Однако к 2001 году стало ясно, что их сил недостаточно - грандиозность открытой ими подземной гидротехнической системы по масштабам превосходила все, доселе известное в Крыму. К решению задачи были привлечены Ассоциация крымских караимов, Институт минеральных ресурсов и Центр спелеотуризма "Оникс тур" во главе с А. Ф. Козловым, ранее осуществивший превосходное оборудование карстовых пещер Мраморная и Эмине-Баир-Хасар на Чатырдаге. Ими был выполнен огромный объем работ, в результате которого раскрыт и доступен обозрению туристов следующий комплекс. В 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар (Стены с окном) расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров на протяжении 27 метров; на глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени. Поблизости от места сопряжения галереи с колодцем ответвляется небольшой ход, расчистить который еще предстоит. Ниже галереи (на глубине 27 метров) колодец расширяется почти до 5 метров за счет пологого спуска - вырубленной в скальном массиве своего рода винтовой лестницы, уходящей от портала галереи в глубину колодца. Это, несомненно, Тик-кую - Прямой или перпендикулярный колодец караимских преданий. Но вернемся к галерее. На ее своде местами видны мелкие сталактиты, что само по себе свидетельствует о ее древности; встречаются также поздние надписи (чаще копотью) караимским курсивом, арамейским квадратным курсивом и реже - на латыни. На месте выхода галереи на поверхность имелась башня, сложенная из крупных квадров. Высказано предположение, что эта система служила не только для скрытого подхода к воде. При необходимости в ней могли укрыться множество людей. В этом случае приобретают реальный смысл фольклорные сюжеты крымских караимов об исчезающем войске и о князе с отрядом джигитов, который обладал способностью появляться одновременно и на стенах крепости, и в тылу врага. Не исключено и культовое назначение подземного сооружения в нижней части колодца Тик-кую. Это могло бы послужить дополнительным объяснением ореола тайны, окружающей Ашырын Йол (Тайный путь). Вышеописанные подземные сооружения, на сегодняшний день оборудованные и доступные для осмотра, составляют лишь часть системы; ведется поиск продолжения уже открытого и других подземных ходов. Далее, предстоит серьезная исследовательская работа по осмыслению открытий и включению ее в систему оборонительных сооружений древнего Кыркора.
Чуфут-КалеПосле осмотра монастыря продолжайте путь вверх по ущелью. Дорога идет большей частью в тени, среди зелени, слева — роща вековых деревьев грецкого ореха, по пути много лещины, кизила, можжевельника, встречаются дикая груша и лиана ломонос. В нескольких десятках метров от скита — братское кладбище советских воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Еще выше встретятся пещеры, высеченные в отдельных камнях. Вероятно, это остатки деревушки Мариамполь. Недалеко отсюда в зарослях обнаружен могильник VI—VII веков. Как только достигнете источника, откроется необычное зрелище — на голубом фоне неба четко выделяются строения «воздушного города», как назвал Чуфут-Кале один из современников А.С. Пушкина. Кажется, что его дома и крепостные стены подобно орлиным гнездам прилепились прямо на неприступной отвесной скале. Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями. Есть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего Кыз-Кермена. История города, особенно ранняя, изучена недостаточно. Она становится более ясной с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале, пока в конце концов не пошли на хитрость: создали видимость наступления большого войска... День и ночь били барабаны, непрерывно подавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались в крепость. Захватив город, мужчин-воинов татары истребили, остальных обратили в рабство... Они разместили здесь свой гарнизон и назвали его по-своему — Кырк-Ор (сорок укреплений). Дотатарское название города не установлено На рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV веке превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой. В конце XV века уже Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников. В конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, в 1648 году — польский гетман Потоцкий. В 1572 году в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года томился в тюремном застенке русский посол Василий Айтемиров, посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Хан тоже посадил его в тюрьму, где князь просидел три года. Но самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В.Б. Шереметьева. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметьев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале, и провел он там двадцать один год. О тяжелой участи Шереметьева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу; «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден». Только в 1681 году воевода был выкуплен родственниками. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметьев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к родине помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжкой неволи. Но жить на свободе не пришлось. Через полгода он умер. В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков продавали в заморское рабство в Кафе — главном центре работорговли на полуострове или в Бахчисарае. Многие влачили рабское существование в Крыму. С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы. Татары считали их евреями, поэтому город с этих пор стали называть Чуфут-Кале, что в переводе означает «Еврейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще больше двух столетий. Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У более зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае. После включения Крыма в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Вскоре царское правительство признало, что караимы не евреи, и предложило им некоторые привилегии, в частности разрешило жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. В 1852 году с Чуфут-Кале ушли последние обитатели. В путеводителе конца прошлого века читаем: «Вряд ли еще где найдется город, который производил бы столь сильное, подавляющее впечатление полным отсутствием жизни». Одолев довольно трудный подъем, экскурсанты входят в город через южные (малые) ворота. К ним ведет вымощенная камнем дорога, частично сохранившаяся на последних двух маршах. Ворота построены в XIV веке на месте более древних, как и вся эта часть оборонительной стены. Через два столетия стену перестроили и сделали в ней бойницы для стрельбы из ружей. Подступы к воротам защищала оборонительная стена, вдоль которой идет последний марш дороги. Защитники крепости со стены осыпали нападающих градом стрел, забрасывали камнями и дротиками, поливали расплавленной смолой и кипятком. Сами же они могли отойти к пещерам против входа и продолжать борьбу. Пещеры расположены в четыре яруса и соединяются между собой. У второго поворота дороги, справа в скале — вертикальная вырубка, внизу заметны следы порога. Пройдите налево вверх и окажетесь на одной из улиц города. Слева, за развалинами нескольких жилых домов, находится полуразрушенная стена, отделявшая от городских кварталов незастроенную часть плато. Этот пустырь сейчас называется Бурунчак. От него на восток, до средней оборонительной стены тянется «старый» город. Улица, на которую вы вышли, называется Средней. Севернее ее проходит улица Бурунчакская. По ней двигались телеги и арбы в западную часть плато, на Бурунчак. По-видимому, там в дотатарское время был рынок. В дни военной опасности на этой обширной площади могли укрывать свой скот и имущество жители окрестных деревень. Южнее Средней лежит улица Кенасская, названная так потому, что на ней находятся караимские молитвенные дома — кенасы. Улицы соединялись узкими переулками. Средняя улица и переулки не были проезжими, по ним могли пройти только люди и вьючные животные. В XVI веке, уже после расширения города, в Чуфут-Кале было свыше четырехсот домов, население достигало четырех-пяти тысяч человек. Дома строились в большинстве двухэтажные, стояли почти вплотную друг к другу. Стены, как правило, клали из тесаного камня, на глине; двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей местного производства. Идя по Средней улице на восток, попадете на небольшую площадь. На нее выходят и две другие улицы — Бурунчакская и Кенасская. Сразу же за площадью, слева от Кенасской улицы, видны остатки мечети, построенной в 1346 году. Недалеко от развалин мечети — хорошо сохранившийся мавзолей Джаныке-ханым. Он восьмигранный, построен в XV веке. Много раз его ремонтировали и реставрировали, но делали это неумело, и свой первоначальный вид памятник утратил. Резная арабская надпись на каменном своде двери гласит о вечности загробной жизни. Внутри мавзолея установлено надгробие из местного известняка. На нем высечена надпись на арабском языке: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша, скончавшейся в 1437 году». За мавзолеем к северу плато круто обрывается. Отсюда, с высоты, открывается изумительный вид на долину Ашлама-Дере. Необычайно красива и панорама Главной гряды Крымских гор с их самой высокой вершиной Роман-Кош (1545 м)... В 1825 году Чуфут-Кале посетил Адам Мицкевич. Может быть, он стоял именно здесь, и эта великолепная картина вдохновила великого польского поэта на создание стихотворения «Дорога над пропастью в Чуфут-Кале», вошедшего в «Крымские сонеты». Крепость действительно была неприступна со стороны обрыва. Лишь у самого его края вырублена в толще скалы пещера, откуда просматривалась вся долина. Продолжая путь вдоль обрыва, подойдете к средней — самой ранней — оборонительной стене, построенной в Х—XI веках вместе с городом. Она пересекала плато поперек. С обоих концов ее усилива-ли башни. В 10—11 метрах от стены — большой крепостной ров длиной 65, шириной — 4, глубиной — до 2 метров. Но он не доходил до края скалы — оставался проход к вылазной калитке в северной части оборонительной стены (там до сих пор сохранилась небольшая лестница, которая ведет в малый оборонительный ров). Ближе к воротам, по преданию, находился монетный двор. В стене видны вырубки для балок, поддерживавших крышу. Монета здешней чеканки с надписью «Кырк-Ор» была серебряной с большой примесью меди. Ее называли «гнилой деньгой» и брали неохотно. Над вторым малым рвом со временем построили жилой дом, а сам ров использовали как хозяйственное полуподвальное помещение, из которого по ступеням можно было попасть в две большие пещеры-подвала. Осмотрев хозяйственные пещеры, выходите наверх и продолжайте путь вдоль рва. От монетного двора поверните влево и идите к во-сточной стене. Длина ее — 128 метров. Сложена она из камней равной величины и по качеству кладки хуже средней. Стену построили караимы в конце XIV — начале XV веков для защиты новой части города. В XVI веке, вероятно, в правление Менгли-Гирея, стену и башни перестраивали. В это время дубовые ворота обили кованым железом, а в башнях и на парапете стены устроили бойницы для огне-стрельного оружия. Слева от ворот видна орудийная амбразура — необычайная редкость в крепостных стенах того времени. С внешней стороны над воротами укреплена мраморная плита с грубо высеченными на ней знаками, смысл которых не разгадан. Выехать из города или въехать в него можно было только через эти ворота. Поднимитесь на башню над воротами и осмотрите местность. Перед крепостной стеной слева у дороги виден большой бассейн, вырубленный в скале. В нем собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скоту. Дальше на плато в последнее время существования города был рынок. Левее на холме стояла ветряная мельница. Впереди по дороге, в верховье Иосафатовой долины, среди деревьев и кустарников скрыто древнее караимское кладбище. От восточных ворот отправляйтесь снова к старому городу, но теперь по Главной улице, которая заканчивается у средней оборонительной стены. Шире других, она была проезжей. Пешеходы пользовались тротуарами из каменных плит. На Главной улице сохранились два жилых дома XVIII — начала XIX веков. В большом доме слева до конца своих дней жил известный караимский ученый, знаток древних рукописей, А.С. Фиркович. Он часто путешествовал по Египту, Палестине, Турции, Кавказу и Крыму в поисках сведений о своем народе. Фирковичем собрано много старинных караимских и еврейских рукописей, книг и надгробных надписей. Эта уникальная коллекция, представляющая большую ценность, ныне хранится в Санкт-Петербурге в Публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Продолжая путь от дома Фирковича к воротам в средней оборонительной стене, обратите внимание на их расположение. Влево стена уходит под углом, справа она выступает вперед. Находясь на ней, защитники крепости могли поражать штурмующего врага с правого фланга и частично с тыла. К тому же прямой подход к воротам преграждал ров, который дорога в город обходила слева, делая изгиб. В 1299 году татары не смогли прорваться через ворота в город. Они нашли уязвимый участок и пробили стену южнее, там, где перед нею не было рва. Впоследствии пролом заложили, но более мелким камнем. Это место и сейчас хорошо заметно. Полотно ворот не сохранилось, но, вероятно, они были двустворчатыми, дубовыми, такими же массивными, как и восточные. На ночь и в момент опасности ворота запирались на засов. В скале под аркой ворот вырублен желоб, по которому в город был проложен водопровод из гончарных труб. Подойдя к крепости, водопровод огибал южную часть большого рва. На территории города желоб прослеживается на расстоянии до 15 метров от ворот. Остатки водопровода обнаружены раскопками и под стеной «монетного двора». Гончарные трубы, сделанные из хорошо обожженной красной глины, соединялись известковым раствором, а желоб был накрыт двумя рядами небольших каменных плит. Сооружение водопровода предположительно относят ко времени основания города, строительства средней оборонительной стены. Когда водопровод перестал действовать, жители вынуждены были брать воду из источников, находившихся вне города. Для хозяйственных нужд и скота собирали дождевую и снеговую воду в вырубленных в скале колодцах. Их было на Чуфут-Кале несколько. У южного обрыва хорошо сохранились караимские кенасы. Напротив входа во дворик — кенаса XIV века. Она находилась в старой части города, возможно, потому, что в то время еще не построили восточную оборонительную стену, а святыню нужно было надежно укрыть. К тому же расположение молитвенного дома на территории татар давало им дополнительную власть над караимской общиной. Кенасу окружает терраса с каменными колоннами. Здесь верующие отдыхали в ожидании богослужения. Совершив обряд омовения перед входом в молитвенный дом, они ставили обувь в специально сделанные ниши. Терраса была также местом собраний, где решались вопросы религиозного и попечительского характера, а иногда вершился суд над нарушителями старинных нравственных и религиозных предписаний. Вторая кенаса появилась значительно позже, в XVIII веке.
Внутри устройство кенас одинаково. В первом маленьком зале, отделенном перегородкой, сидя на скамейках, молились старики, в большом зале — мужчины. Женщины размещались на балкончике, за деревянной решеткой.
На боковых полках лежали молитвенники. В шкафчиках, дверцы которых украшает художественная резьба, хранилась религиозная утварь, в одном из них — центральном — свитки Торы (священные тексты иудеев).
Кенасами заканчивается знакомство с Чуфут-Кале. Выйдя через южные ворота, спуститесь в Иосафатову долину и поверните налево. В средние века здесь проходила дорога. Она заросла кустарником и деревьями и сохранилась лишь местами. Идя по ней, попадете к старому караимскому кладбищу. Кладбище это довольно обширно. Некогда на нем росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Поэтому татары называли кладбище Балта-Тиймез (буквально: «топор не коснется»). Здесь сохранились старинные надгробия из известняка. В поздний период богатым ставили памятники из мрамора. В это место традиционных захоронений привозили хоронить не только из других городов России, но иногда даже из-за границы.
Чуфут-КалеЕсть предположение, что он был построен в X—XI веках после гибели соседнего Кыз-Кермена. Ранняя история изучена недостаточно, более ясно с конца XIII века, когда войска бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая захватили крепость. На рубеже XIV и XV веков впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Кырк-Ор - крупный торгово-ремесленный центр юго-западного Крыма.
В конце XV века уже Менгли-Гирей заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После ее разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников (конце XV века здесь находился в заточении литовский посол Лез, в 1648 году — польский гетман Потоцкий. В 1572 году любимец Ивана Грозного Василий Грязной. Три года русский посол Василий Айтемиров, посланный для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII века князь Ромодановский — видный политический деятель при Петре I. Русский воевода Шереметьев. В 1660 году в битве под Чудновом он был захвачен в плен и тайно перевезен в Бахчисарай. провел он там двадцать один год. Царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьем, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден». 1681 г. выкуплен.
С середины XVII века татары покидают Кырк-Ор; там остались жить только караимы.
Южные (малые) ворота 14 в.на месте более древних.
Если Большие (Восточные) ворота будут открыты, то можно выйдя через них пройти по дороге еще немного вверх, там слева в кустах будут хорошие обзорные полянки, где можно перекусить. Потом двигаясь по этой же дороге далее очень медленно (она будет постепенно поворачивать вправо) желательно не пропустить тропинку вправо вниз, на караимское кладбище. Если тропинку пропустите - ломитесь через лес. Называется оно Иосафатова долина, или Балта-Тиймез. Затем возвращайтесь подороге в монастырь.
Успенский монастырь
(выдержки из краткого исторического описания, 1908 г.)
Греки-христиане, живя по соседству с татарами-мусульманами, терпели от них постоянные притеснения. Находясь под гнетом диких и фанатичных татар, христиане с редким самоотвержением переносили все невзгоды: они уходили в леса и пещеры, где посвящали себя всецело на служение Богу. Одни из христиан жили просто в пещерах, а другие основывали монастыри. Монастыри, как главная опора христиан в религиозно-нравственной жизни, особенно привлекали к себе внимание татар, и они их разрушали, а священные книги сжигали. Христиане снова воздвигали эти монастыри, а татары снова разрушали их до основания. В ХV веке большая часть южного Крыма со всеми христианами перешла под власть турок. Греки стали жить среди двух народов, исповедовавших ислам: турок и татар. С этого времени и начинается собственно тяжкая година для крымских христиан. Мусульманство охватило весь Крымский полуостров, установились резкие отношения турок и татар к христианам, и для последних наступило время тяжелых невзгод и гонений. Христиане Тавриды упали духом в неравной борьбе с мусульманами и когда, по-видимому, не оставалось у них никакой надежды отстоять свою веру, и христианство должно было исчезнуть, на неприступной Бахчисарайской скале, в самом центре мусульманства является образ Богоматери. Вот как говорит об этом народное предание, сохраненное для нас русскими писателями ХVII века : "Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия освободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свешу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взрыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свешу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседашася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице". Другое предание говорит: "В давно минувшие времена пастух одного князька (топарха), по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была святая икона домохозяином, на другой день ее не оказалось в доме:она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы святой лик Ее находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась святая икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери. Чудесное явление иконы Божией Матери и основание Успенской церкви относится к середине ХV века, а в конце ХVI века встречается уже известие о существовании монастыря на Салачике, т.е. на месте настоящего Успенского скита. В это время монастырь посылал от себя доверенное лицо к Московскому Царю Федору Иоановичу просить милостыню. В начале ХVII века из дел того же приказа знаем о существовании Успенской пещерной церкви, а в конце ХVIII столетия читаем в письме князя Прозоровского к Румянцеву-Задунайскому от 31 мая 1777 года, что близ Бахчисарая с давних времен существует греческая небольшая церковь, высеченная в горе, из камня, которая хотя и была возобновлена, но все однако же в упадке, и что архиерей, видевшись с ним, открыл свое намерение, чтобы новую и уже порядочную построить. В чудесном явлении святой иконы христиане получили Божественную помощь, покров самой Богородицы. Они снова шли на брань за исповедание святой веры, с твердою надеждою, что Пресвятая Богородица не оставит их без своей защиты. Храм, иссеченный в скале, где явилась икона, стал особенным местом молитвы для них: здесь они укреплялись духом во время страшных истязаний, в храме они чувствовали себя одною семьею Отца Небесного, защищающего их своим Божественным Промыслом. Такое значение храма побуждало многих христиан поселиться около него, посвятить себя всецело Богу. Так появился Бахчисарайский монастырь. Главная заслуга этого монастыря в том, что он поддерживал дух и энергию христиан в борьбе с мусульманством. Он объединил христиан и защитил святую веру от дикого натиска ислама. Здесь была даже митрополичья кафедра. Когда она сюда перенесена, трудно сказать что-либо определенное, но что она находилась здесь, доказательство сего можно находить в том, что здесь жил последний митрополит Игнатий. Таким образом, Бахчисарайский монастырь был центром религиозной жизни христиан в Крымском ханстве: ему принадлежало и духовное назидание христиан, и управление ими. И если бы не татарское иго, он был бы благоустроенной и величественной лаврой, но магометанский фанатизм сделал то, что христианам воспрещено было даже ставить кресты на церквах, их изнуряли непосильными работами и податями. От высокой греческой культуры и цивилизации не осталось ничего. Многие усвоили татарский язык и обычаи. Землянки и пещеры заменяли дворцы и храмы. Когда отношения между татарами и греками достигли высшей степени напряженности, греки обратились за помощью к России. Русские, испытав сами татарское иго, всегда сочувственно относились к единоверцам-грекам. Греки издавна получали от Москвы милостыню. Они видели, что только русские, став победителями, помогут им (в это время уже шла война между Россией и Турцией). В 1778 году по Высочайшему соизволению, главнокомандующий русскими войсками Румянцев вошел в сношение с митрополитом Игнатием, бывшим главою крымских христиан, и предложил ему со всеми христианами Крыма переселиться в пределы России. Митрополит, 23 апреля в день святой Пасхи, после литургии в Успенской церкви нынешнего скита, предложил это дело своей пастве. Весть о выходе христиан разнеслась по всему Крыму. Татары с крайним негодованием толковали о выходе христиан и роптали на хана, который равнодушно смотрел на распоряжение русских. Но митрополит Игнатий своими неусыпными стараниями, увещательными грамотами и, рассылаемыми нарочито по селам священниками, достиг того, что все христиане единодушно решились навсегда оставить Крым и переселиться в пределы России. В это время Бахчисарайский Успенский скит снова является особенно важным пунктом для таврических христиан. Греки сходятся в монастырь, чтобы в последний раз помолиться здесь Пресвятой Богородице, защищавшей их своим покровом в течение нескольких веков от насилия мусульман. Тяжела была картина разлуки греков с заветными берегами Тавриды! Митрополит отслужил благодарственный и напутственный молебен. После молебна митрополит, священники и все христиане, здесь бывшие, с торжеством подняли чудотворную икону Божией Матери и потянулись длинною вереницею с пением и молебном через горы и равнины, покинув навсегда заветные берега, родной кров и все, что было дорого для них, в Новороссию, где в окрестностях г. Мариуполя и находится ныне явленная икона, вынесенная из Успенского скита. Это событие в истории Бахчисарайского скита в Тавриде отмечается тем, что он упразднился на некоторое время, но не навсегда. В 1781 году из Антиохии приехал в пристань Буюк-Локбет греческий священник Константин Спиранди. Христиане, оставшиеся в Крыму, узнав об этом, обратились к нему с просьбой, чтобы он остался у них для служения при Бахчисарайском ските (церковь святого Илии в Бахчисарае пред выходом греков обрушилась). В это время Крым был покорен Россией, в Бахчисарае стояли русские войска, и нужда в богослужении была двойная. Священник этот согласился остаться у греков и до 1800 года жил при Успенской церкви скита. Когда же греки построили себе в городе храм, тогда Константин Спиранди до самой смерти своей жил в Бахчисарае, исправляя для христиан духовные требы, и погребен под скалою пред Успенской церковью. С этого момента начинается обновление скита. Бахчисарайский комендант, полковник Тотович, принес ему в дар святой иконостас, а военный губернатор, генерал Каховский, сделал в него на свой счет царские двери, церковный староста, Стефан Калига, расширил пещерный храм и устроил крыльцо и балкон. В 1800 году был построен в г. Бахчисарае храм во имя Святителя Чудотворца Николая, а скит обращен в кладбищенскую церковь. В таком положении приписаный к городской соборной церкви и без собственных священнослужителей, он находился в течение 50 лет. Но благодать Божия не оставляла его и в это время, являя невиданное присутствие свое чудодейственною силою над болящими, которые с верою прибегали к сему святому месту за помощью. По выходе из скита греков с чудотворно явленною иконой, в Успенской церкви стали совершаться чудеса от иконы Успения Богоматери, пожертвованной в 1781 году Бахчисарайским комендантом (из сербов) полковником Тотовичем.
Из множества чудес, совершавшихся пред глазами покойного 80-летнего старца Бахчисарайского протоиерея Константина Спиранди, упомянем о двух особенно примечательных.
У одного грека, Анатолийского выходца, был 16-летний сын со скрюченными руками и ногами от какого-то тяжкого и многолетнего недуга.
Здесь, по совершении пред иконою Успения Богоматери молебна с акафистом, когда больной приложился к этой иконе, то почувствовал необыкновенный приток сил во всем теле; впрочем со скалы из храма по-прежнему снесен был на руках родителей, но потом через час, когда начали выезжать из монастыря домой, больной вдруг распростер свои скорченные руки и ноги, спрыгнул с повозки, стал бегать и скакать от радости, восклицая, что Матерь Божия исцелила его.
Во время открытия в 1850 году скит имел только пещерный храм и три пещерных кельи, а теперь представляет Град Божий, в котором в нескольких благоустроенных храмах Божиих славится имя Господа Бога и Пречистой Его Матери, при котором есть и хозяйственные заведения.
Б. МОНАСТЫРСКИЕ ЗДАНИЯ
Для помещения остальной братии, при настоятелях — архимандрите Поликарпе и Митрофане, устроено под скалою две келий и шестнадцать, высечены в скале. В одной из последних келий находится монастырская просфорня. Келии в скале сырые и весьма непригодны для жительства.
В. ФОНТАНЫ СКИТА
Г. МЕСТНОСТЬ СКИТА
В верхнем этаже три церкви: Успенская, святого Евангелиста Марка и святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, тринадцать пещерных келий и колокольня. В среднем — Иннокентиевская церковь, настоятельский дом с фонтаном и три пещерных келий. В нижнем — трапезный корпус со службами, два го-стинных дома, святые врата и два фонтана. На левой стороне оврага — Георгиевская церковь и при ней два кладбища: братское и военное. Весь овраг скита, особенно правая сторона его, где главное святилище, покрыт роскошною зеленью разных деревьев южного Крыма, в которых обитают множество певчих птиц. На юге от скита, в долине между скал красуется великолепный фруктовый сад, по положению своему он напоминает сад Гефсиманский, что близ Старого Иерусалима, а потому, в 1867 году, вблизи него выстроена Гефсиманская часовня. На самой вершине скал растут одни можжевельники и регальная трава. На верх скалы есть лестница, состоящая из 83 ступеней, вытесанная в самой же скале.
Игнатий Мариупольский
Иннокентий Таврический
Успенский монастырь, кратко.
Ущелье Мерьем. Греческий поселок Мариамполь. Жизнь греков под татарами. Легенда о явлении иконы (Явление святой иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери.
Устройство монастыря: храмы: а. Пещерный храм в честь Успения Богоматери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери"Панагии", б. Пещерный храм во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в. Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены, г.храм свв. Константина и Елены, кладбищенский храм св. Георгия-Победоносца, д.церковь св. Иннокентия Иркутского Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована (покрыта каменными плитами) лестница. Его настоятелем в настоящее время является почитаемый православными крымчанами, борец за чистоту православия, архимандрит Силуан. Затем забирайте машину и спускайтесь в Староселье. Тут есть мусульманский новый музей рядом с Зинджерлы-Медресе и ресторан “Салачик”. Отдохнув и пообедав возвращайтесь на машине по дороге к Ханскому дворцу
|
+38 (067) 911 87 09
узнайте как отдохнуть интересно
Крым это не только ласковое море и пляжи, но и горы, пещеры, интересные места Интересные места на маршрутеОтзывы о наших путешествиях |